КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Новый трейлер Test Drive Unlimited Solar Crown раскрыл дату релиза игры «Джокер 2» определился со своей музыкальной ориентацией Даже критики не устояли перед Stellar Blade Экшен «Пацан против всех» с Биллом Скарсгардом использует самые разные стили боевых искусств (видео) Новые сериалы недели: Джейк Джилленхол — главный подозреваемый

2001: Космическая одиссея

2001: A Space Odyssey

Всегда здесь

Даже у произведений искусства есть срок годности — зачастую хватает десятка лет, чтобы самые передовые и технологичные примеры безнадёжно устарели. Визуальные решения начинают казаться детской самодеятельностью, а заложенный посыл — невероятной банальностью, уже неоднократно пережёванной культурой. Здесь мы обычно говорим о кинематографе, но эти слова по большому счёту применимы к любому творчеству.

Но всегда есть исключения. «Космической одиссее» Стэнли Кубрика в этом году исполнилось 50 лет — немыслимый срок, особенно если речь идёт о фантастическом фильме. Конечно, некоторые режиссёрские приёмы кажутся устаревшими: неторопливый 20-минутный пролог про протоукров, готовящихся вот-вот преобразиться в Homo sapiens; долгие танцы космических станций под классическую музыку; не самая захватывающая (по нынешним меркам) визуализация операции по спасению cбившегося c маршрута астронавта. Это наиболее простые ассоциации, которые, безусловно, придут в голову любому зрителю, видевшему все относительно недавние межзвёздные блокбастеры — начиная от многочисленных сериалов и заканчивая тем же «Интерстелларом».

Только ещё через 50 лет от «Интерстеллара» вспомнится разве органный оргазм Ханса Циммера, а «Космическая одиссея» будет прежней навсегда. Не только главной картиной про космос, снятой в разгар соответствующей лихорадки, когда человечество с оптимизмом смотрело на звёзды, надеясь, что к концу столетия научится покорять далёкие миры.

Самое главное, что Кубрик рассказал одну из главных историй обо всём нашем виде в целом — как от простейшей социальной организации за минимальный (по планетарным меркам) срок мы дотянулись до небес. Как рядом с нами всегда присутствовало незримое влияние чего-то непознаваемого — и совершенно не важно, как это интерпретировать, в религиозно-духовном формате или научно-исследовательском. Помимо внутривидовой конкуренции и прочих условных пороков, связанных с биологическим выживанием, в нас заложена фундаментальная метапрограмма любопытства и тяги к высшему — и при достижении определённой ступени нашего развития эволюция резко включает следующую передачу. А за этой ступенью то, что пока нам кажется иррациональным и невозможным — точно так же, как несколько сотен тысяч лет назад в жизнеустройство приматов просто не могли вписываться современные технологии и культура.

И пожалуй, не стоит слишком серьёзно воспринимать слова выше про некоторую устарелость постановки: вечные философские концепции обёрнуты в настолько изящный внешний вид, что особых усилий воли для игнорирования незначительных технических недостатков не требуется. «Космическая одиссея» почти сразу затягивает в своё медитативное повествование, равномерно наращивая градус психоделичности, взрывая сознание осмысленным символизмом безумия в финале.

Ну и наконец, спустя полвека просто интересно смотреть на футурологические прогнозы Кубрика, отчасти сбывшиеся, отчасти — увы, нет. Аналоги современных скайпа и айпада, не теряющие значимости вопросы про суть искусственного интеллекта и со вкусом продемонстрированные особенности быта астронавтов — по части последнего ни «Марсианин», ни «Интерстеллар», ни большинство других куда более поздних лент не показали ничего принципиально нового по сравнению с «Космической одиссеей».

Не пропускайте уникальный кинематографический опыт сейчас (IMAX того стоит не меньше нежно любимых нами «Мстителей»); будем надеяться, что подобная возможность представится ещё через 50 лет — снова будем сравнивать и удивляться актуальности творения уже к концу XXI века.

   
   
Поделиться:
Евгений Кузьмин
3 сентября 2018

Охуительно! 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
79%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Ноль кадров в секунду
 
 
0Ноль кадров в секунду
 
 
2Телеовощи – 552: Правила использования сабли
 
0Ноль кадров в секунду
 
 
0Ноль кадров в секунду
 
 
1Ноль кадров в секунду
 
 
6Лазер-шоу «Три дебила» – 623: «Пацан против всех», «Я не киллер», «Фуриоса», «Майор Гром» проиграл «Манюне», приквел «Омена»
 
2ЕВА – 584: Золото в овцах
 
0Телеовощи – 551: Всё становится понятным
Ещё

Новые комментарии